|
Миф есть форма общественного сознания
Согласно определению в энциклопедии "Мифы народов мира", миф есть форма общественного сознания. К. Леви-Строс определяет его как "поле бессознательных, логических операций". С позиции структурно-лингвистической, миф- символический "язык", с помощью которого человек описывает, интерпретирует и моделирует окружающую действительность. Мифология есть комплекс символов (мифем), на которых основано человеческое мышление и которые суть максимально абстрактные образы, или
психические
структуры. Ключевое слово здесь-"моделирует"; миф создаёт именно модель текущей реальности (конкретное социокультурное "воплощение" материальной действительности), причём модель предельно достоверную, "воспроизводящую" из себя реальность.
В трудах Тартуской Летней семиотической школы миф и фольклор были определены как вторичные моделирующие системы- вторичные по отношению к языку, на котором они основаны и который позиционируется как первичная моделирующая система.
Дочерняя форма мифа- сказка, в которой, по сравнению с “родителем”, наблюдается ослабление этиологической (объяснительной) функции, а так же ослабление веры в истинность описываемых событий и реалий (соответственно и ослабление веры в истинность конкретного фрагмента действительности).
7 грехов. В подражание И. Босху. 41*53 см, листовая медь 0,8 мм
"Вторичность" сказки по отношению к мифу проявляется в том, что она, например, оперирует уже не мифологическим “первовременем” (когда животные были людьми), а некоторой условной хронологией- и не менее условной пространственностью (“в некотором царстве, в тридесятом государстве” и т.д.), в отличие от строгой географической локализации мифа (там, где последняя присутствует). Эта условность времени и
места ведёт к демифологизации результата, то есть к ослаблению этиологической функции мифа: деяния мифологических героев носят ярко выраженный космический характер и имеют универсальное значение в своих последствиях (скажем, добывание огня, пресной воды, сотворение суши и др.), тогда как в сказке герои совершают те или иные поступки, руководствуясь "стремлением к личному обогащению" (разумеется, "обогащение" следует понимать в широком смысле- как обретение некоего блага, материального, духовного,
социального (брак) и т.д.) и восполнению исходной недостачи, приобретению чего-либо в семейно- родовой, иначе- социальной сфере. Иначе говоря, сказка есть способ описания не мира, а мифа, представляющего собой символическое истолкование окружающей действительности, своего рода мета язык мифа.
Вполне вероятно, впрочем, что сказка и миф связаны не столько диохронистически (“родитель- потомок”), сколько синхронистически, как творческая дриада, наподобие божественной искры Гор-Сеит в египетской мифологии, наподобие Бога и сатаны в учениях богомолов и катаров.
Миф символически описывает окружающую действительность на Макро (космическом) уровне; сказка символически описывает окружающую действительность на микро (индивидуальном, социальном уровне). А. Лосев определял Миф как совладение общей идеи и чувственного образа. Перенося это определение на сказку, мы можем позиционировать её как совпадение чувственного образа и общей социальной идеи (сложившейся в данном социуме схемы отношений между его членами).
Оба этих явления, миф и сказка, влияют на формирование как у индивида, так и у социума образа жизни, позволяя определённым образом воспринимать, интерпретировать и проектировать окружающую действительность.
Карл Густав Юнг
“В подражание И. Босху”
AVARITIA- (скупость) “ни честь, ни вежливость, ни стыд, ни око Всевышнего-
ничто не имеет значение в глазах скупости.”
DESIDIA (лень)- “лень- подушка дьявола”; её атрибут- осёл, известный символ
глупости и волынка- дурные слова.
LUXURIA (сладострастие)- петух и свинья, дитя гордыни и нечистоплотности.
SUPERBIA (гордость)- гордый павлин с душою змеи, любующийся своей
обречённостью.
IRA (ярость)- горе невинному и горе убийце, ибо ярость затмила его глаза.
GULA (обжорство, пресыщение)- не уподобляйся свинье, образ и подобие
Божие.
INVIDIA (зависть)- в плену своего порока пожирать себя.
|
|