|
В данном случае моя графика является как бы вспомогательным этапом в создании
чеканки- металлопластики. Это графический эскиз- картон, подготовительный
“технический” эскиз- картон, который имеет свою начертательную специфику.
Стилизацию для дальнейшего выражения идеи в металле.
"...и блудили с ней цари земные", Вавилонская блудница
Графика - Вид изобразительного искусства, основанный на создании рисунка линиями и
штрихами, а также произведения, выполненные таким образом.
В графике изображение
в большей степени создаётся для того, чтобы выразить связанные с предметом идеи.
Свободный и условный язык графики позволяет выражать впечатления от предметов
при минимальной предметности самого изображения; графика несёт не конкретный,
реальный образ вещи, а как бы уподобление, иносказание, превращение, в её
произведениях возникает колебание между реальным образом и знаком. В идеале
графика стремится к узору, а не к форме.
… Графика почти всегда в той или иной степени противится иллюзии пространства и
телесности… проблема плоскости в изобразительном искусстве не исчерпывается
взаимосвязью плоскости и пространства. Проблема имеет два аспекта, которые не
всегда разделяется. Первый- это плоскость как материальная поверхность, на
которую наносится изображение, отношение этой плоскости и воспроизводящих
материалов; второй- соотношение плоскости и изображаемого на ней пространства. И
если несомненно, что трактовка пространства не может служить разделяющим
моментом для живописи и графики. В графике материальная поверхность в
большинстве случаев до конца не исчезает, открытые участки бумаги вызывают
ощущение плоскости. Вид искусства- это, в самых общих чертах, конкретный способ
духовно- практического освоения мира; это определённая материальная форма,
воплощающая определённое художественное содержание.
Рисунок. Владеющему символами - переход не труден. Фрагмент.
… Содержание двояко связано с материальной формой. С одной стороны,
особенности этой формы определяют исходное содержание- тематически, идейно,
структурно. Фаворский писал об этом: “… материальное существование формы уже
достаточно, чтобы в ней мыслилось какое- то содержание. … Мы ищем для формы
содержание. Форма уже заранее подсказывает нам тему, она не безразлична (68, с.
3). Мы не можем представить себе “Свободу ведущую народ” Делакруа исполненной не
только в рисунке, но и в гравюре,- она имеет иное назначение, рассчитана на иное
общение со зрителем; так же как не можем представить “Капричос” Гойи выполненным
материалами живописи. С другой стороны, материальная форма, давая плоть
произведению, вливается в конечное содержание, неотторжимо входит в него.
рисунок "Вера и ярость". Фрагмент
… В бытии животного произведения ощущается устойчивость и независимость… от
зрителя, противостоит ему.
…Картина воспринимается как самостоятельный,
самодовлеющий мир, “равноправный” с реальным. Это происходит благодаря тому, что
живописное произведение даёт глазу те же компоненты видимого, что и реальный
мир.
… Большое значение для восприятия картины как “равноправного”,
самодовлеющего мира имеет размер произведения, и также заключённость изображения
в раму. … Определяющими для живописи как вида искусства при создании этого мира
выступают цвет и непрерывность изображения. В картине вложено то, что...
материальная поверхность закрыта цветом… Графическая материальная форма имеет
совершенно иной характер. В графике условность изображения (с точки зрения
первичной условности) не “растворяется в безусловности впечатления”.
При
восприятии рисунка или гравюры зритель… видит перед собой небольшой по размеру
лист бумаги, на который нанесено монохромное изображение.
Рисунок. Умножающий знания, умножает искорбь. Сократ умер. Фрагмент.
Графическое
произведение можно взять в руки … близко подойти к нему, не теряя возможности
видеть его целиком. Поэтому рисунок и гравюра воспринимается одновременно и как
условное отображение мира и как материальный предмет- лист бумаги с нанесённым
на него изображением; само же изображение воспринимается и как конкретный объект
и как сочетание линий и пятен на поверхности листа бумаги. Открытые участки
бумаги, которые “разрывают” изображение, лишают его непрерывности и обнажают
изобразительные средства, делают их явными именно как линию, штрих, пятно, уже
не позволяют воспринимать изображение так, как происходит в живописи,- как
“равноправный” мир, как мир в его зрительной полноте; огромное значение в этом
отношении имеют отсутствие цвета и небольшой размер произведений. Поэтому
изображение в графике всегда в той или иной степени “условно” (любое
изображение условно в силу его нетождественности отображаемому объекту, т. е. в
силу первичной условности. Поэтому условность может быть названа отличительным
свойством графики только по сравнению с живописью) - даже если по своим формам и
пространственным соотношениям оно подобно реальному.
Определяющее значение в
сложении материальной формы графики принадлежит листу бумаги. Открытая
поверхность бумаги сама является активным изобразительным средством, столь же
важным, как и воспроизводящий материал,- недаром графику называют “искусством
чёрного и белого”.
"Большие поедают малых"
Размер произведений определяется в основном листом бумаги,
поэтому он- размер- не является в графике функцией содержания. Небольшой лист с
изображением рассчитан на личное, индивидуальное восприятие, на тесный контакт с
человеком. Теперь уже зритель “втягивает” произведение в своё духовное
пространство, “перерабатывая” условное изображение в безусловную художественную
эмоцию. Итак если живопись в своих произведениях представляет-
“противопоставляет”-зрителю мир, “равнодушный” с реальным, безусловный в своей
зрительной полноте и убедительности, то графические произведения всегда несут
условное- в той или иной степени, в том или ином отношении- изображение. Б. А. Соловьёва. Искусство рисунка. Л. 1989.
|
|