|
Традиции чеканки ликов Святых пришла к нам на Русь с первыми православными подвижниками из греческой Византии и считается одной из ортодоксальных форм изображения Ликов православных святых, избежавшая соблазнов и реформ пути человеческого.
"Будем твёрдо следовать осуществлениями Седьмого Вселенского Собора и иконописные традиции от соблазнов и "превосходящих нововведений мира сего": говорит отец Вячеслав из Свято - Данилова монастыря.
1000-летие Крещения Руси напомнило современной России о её святом прошлом , о вере в бога, о самом таинстве Крещения и нравственном спасении через него.
Из глухого запустения встают сегодня монастыри и вновь отстраиваются православные храмы. Но ещё тысячи и тысячи их ждут своих зодчих и иконописцев.
Икона возвращается в национальную жизнь народа, и вместе с её возвращением оживает душа России, словно пробуждается от десятилетий тяжёлого сна.
С иконопочитанием по-прежнему тесно связан исконный характер народа, его религиозное сознание. Икона была и остаётся сокровенным выражением Православия как такового. И в то же время - она украшение русских церквей и произведение высочайшего искусства.
"Икона - это символ Царства Христова - говорит Архимандрит Зенон - иконописание - процесс мистический, а иконописец - служитель Слова, обещанное средствами массовой информации, массовой культуры, утеряло свою силу серьёзно влиять на сознание и проникать в души людей. Только Образ сегодня ещё способен убедить человека и быть средством духовного единения".
Россия понятие не только географическое. Это понятие, прежде всего мистическое. Пока есть Православная Церковь - Россия жива, ибо только в храме, посредством молитв и икон мы входим в обещанное Небесной Церковью и Небесной Россией, где святые и мученики являются светочами, освещающими "Путь к Богу и Жизни Вечной".
Александр Чашкин. Алексеевская Патриаршая мастерская.
"Икона отражает религиозное переживание, свойственное определённой эпохе. И как подлинное искусство, осуществляет связь между веками и нынешним веком, оставаясь внутри канона на органичном данной эпохе языке. Икона - вовсе не способ самовыражения, не копирование и не подражание, а молитва иконописца и умножение в мире образа, восходящего к первообразу.
Игорь Кислицын. Иконописец.
Икона как этнически влекущий образ.
"Икона есть символ веры и образовательный ряд влекущих образов. Говоря об иконе, можно говорить о становлении религиозно философской культуры через систему этнически влекущих образов.
Лик равен категориальному ряду в человекообразующую последовательность универсалий: ЖИТИЕ - УСИЯ - ЛИК. Последняя идеализация и есть этнический влекущий образ, дающий движение ступеням человеческого призвания.
Лик - это человеческая индивидуальность, углубляющий свет. В свете Лика отображаются пустота превратного мира, мира "Химер" и "Теней".
В лике как в этнически влекущем образе присутствует нечто торжественно звучащее, восклицающее (не случайно словом Лик обозначают голос в церковном хоре). Присутствующая в этом образе торжественность жизни звучит как клич (зов) к высокому служению силам света.
В постижении Лика человек достраивает себя до божественной меры и в этом случае обретает необходимые ангельские качества. Человек начинает жить на своей действительной основе. В сиянии Лика как образе действительной жизни рассеиваются Химеры.
Натиск информационных сил идёт на убыль и в конечном счёте трансформируется в неодолимые силы света. И здесь открывается пространство решительных "Демонстраций" ( от лат. de monstro - устранение монстра), начинает высвечиваться закон: "Воссиял Лик - провалилась Химера. И это как в индивидуальном мастерстве, так и в среде всеобщей жизни".
В.И.Авдеев "синтез духовности и культуры" Москва 2004.
Икона в Православной традиции - не просто произведение искусства, но и яркое выражение христианского мировоззрения, умозрение в красках. Без иконы трудно представить и православный храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Православная Церковь видит в иконе не только один из видов искусства, но зримое выражение православной веры. Православные апостолы сравнивали икону со Священным писанием. Библия-это откровение и благодать Божия, заключённая в слове. Икона-это
церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски. Икона-это откровение духовной любви, Божие послание в мир, где царят злоба и вражда. Икона - это богословение в красках, которое воспринимается душой непосредственно. В иконе ощущается особая тишина вечности. Но это не отсутствие звуков, не вакуум жизни. Наоборот, это полнота бытия, подобно тому, как белый цвет есть не отсутствие цвета, а синтез всех цветов радуги.
Иконы, иконостасы, выполненные в металлопластике-чеканке, имеют специфически удобные применения и размещения в местах с повышенной влажностью и пониженной температурой, там, где появляется плесень, процесс гниения и т.д., (например: пещерные церкви, катакомбы). Медь - фактически "вечный материал" и климатические аномалии данному металлу не страшны.
|
|