|
Человек подобен богу во многих качествах. "Дело, совершенное родившимся господом, касается каждого из нас. Вступающие в общение с Ним, принимает от него свободу, врачество, мир, "Феофан Затворник. Рождество Христово. Задонский паломник, N 23 с.26.
Можно продолжить ряд дел и качеств, в которых человек подобен Господу, это творчество, способность "отворять" двери в иной мир. "О имя Иисусово, ключ ко всем дарованиям, открой мне дверь "(Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. М, 1998, с, 53)
Творчество в сфере религиозного духотворства иногда противопоставляют послушанию. На самом деле они органически связаны. Григорий Палама в этой связи даже говорит об особом послушании-"послушании творчества". Такое послушание предполагает свободу. "Бог не принуждает человека делать дела правды, потому что даровал ему свободу "(Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни. М, 1998 с. 496.)
"Наивысшей степени свободного творения человек достигнет в призвании. Человек трудится и служит не за деньги, не как ремесленник, а из любви к творчеству и созиданию" (Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. М. 1997 с.121).
В поиске призвания важно не потерять свою индивидуальность. "Чтобы освободиться от чуждого наносного, человек ломает не только грех, но и себя, уничтожает данную ему от Бога неповторимость своей личности" (Архимандрит Рафаил (Карелин). Тайна спасения. М. 2001, с. 11).
Чтобы найти своё, нам надо быть чутким к знакам пути. Господь ведёт нас. Сергей Радонежский ещё младенцем восклицал из утроба матери и это было знаком его пути. На все ваши путеводные вопросы Бог посылает соответствующие ответы. "Для Неба очень легко дать ответ через истину, собаку, лошадь и естественно через человека" (Айванхов О.М. Приближение града небесного. М, 1997, с. 20.)
Главное в реализации призвания - это творить собственную жизнь. "Человек призван творить, прежде всего, свою собственную жизнь... В совершенном согласии с божественным предвидением мы осуществляем по своей свободной воле, в сочетании с волею божественною, свой жизненный путь" (Архимандрит Киприан (КЕРН).
|
|
Высшие творческие возможности свободная индивидуальность постигает, когда проявляет "дерзновение веры" (Никон (Рождественский), архиепископ. Православие и грядущие судьбы России. М. 2001, с. 35), когда погружается в глубины религиоведческой науки, науки по существу эзотерической. "Верить не достаточно, религия не ограничивается верой. Каждая религия своим последователям, чтобы питать их интеллект, душу и дух, то они кончают тем, что разуверяются (Айванхов О.М. Приближение града небесного.
М, 1997, с. 24)
Особенно такая наука для постижения тайн Апокалипсиса. Апокалипсис-книга церкви святого Иоанна, но, чтобы понять всё содержащиеся в ней числа, символы, образы, необходимо обладать знаниями Кабалы, астрологии, алхимии и даже карт ТАРО. При этом недостаточно понять все эти символы интеллектуально, нужно суметь оживить их внутри себя. Такие знания и навыки человек может получить в школе Посвящения. С глубокой древности на земле существует Посвященческий центр, доминирующий над всеми остальными. Другие - лишь ответвления
от него, его свет идёт через века и никогда не гаснет (Айванхов О.М.) Приближение града небесного. М., 1997, с. 24-32).
Школы развивают свободную творческую индивидуальность до высшей степени совершенства. Наивысшее развитие свободная творческая индивидуальность получает в результате реализации своего культурного - исторического призвания. Призвание развёртывается как специфическая форма деятельности, мотивируемся высшими интересами этноса. В.И. Авдеев "Синтез духовности и культуры", М., 2004
Работы воронежского мастера Александра Муханова на тему Апокалипсиса вовлекают нас тоже в творческий процесс: мы становимся сопричастниками тревожных предчувствий автора. Опыт его в известной степени рискован, ибо совершенно очевидно, что даже в области богословской мысли нет единого взгляда в понимании Откровения, данного апостолу Иоанну. Но на то и есть Творчество, которое по определению своему предполагает свободу видения тех или иных процессов.
Прав или не прав Александр Муханов в изображении апокалипсических фрагментов? Художник видит это так, и этим всё сказано.
В работах Муханова напряжённость духа и мысли, что вполне соответствует характеру новозаветного произведения. Здесь неизбежна неудовлетворённость, ибо всегда остаётся недосказанность. Но в этом нет вины автора, ибо символика всегда далека от сути. Важен настрой, важна тревога, чтобы люди помнили, что мы вступаем в заключительную фазу искупления и преображения мира, где борьба зла и добра наиболее жестокая, она в области человеческого духа, и изобразить это в материализованных формах практически невозможно. Но
Творчество-это всегда устремление и всегда недосягаемость. В таком случае можно лишь приветствовать художественную смелость мастера.
В своём творчестве я пытаюсь взять громады хаоса в эстетическую работу. Неискушённого зрителя они порой могут угнетать, но хаос везде схвачен, обуздан уже самой композицией, отлит в гармонию, филигранно зачеканен чёткими ритмами и работой на красоту, добро, гармонию. И даже самые малые побеги "Вельзевуловой племени" ответственно пригвождены соответствующими знаками и символами.
|
Эстетическая победа - труд чеканщика, художника, исследователя, христианина доведена до уровня игры и смехового эстетизма, ибо ложь и "Отец Лжи" обличаются и поэтикой смеха.
Из вышеуказанного становится ясной и поэтика "письма", которая здесь служит целому. И стремление к тайне, тайнописи, лабиринту (как модели хаоса), символу - все атрибуты поэтики тайного служения Добру.
Развиваемая мною тематика вовсе не архаична, как может показаться на первый взгляд, а звучит вполне современно в условиях реальной демонизации многих сфер человеческой культуры.
Всё моё творчество основано на символе и знаке. Густав Мейринк в романе "Ангел западного окна" сформулировал: "Миром правит не слово и не закон, а символы и знаки". Символы и знаки определяют строй моей методики противостояния хаосу; мировому злу. Я выделяю четыре основных пункта:
1. Лабиринт
2. Эстетика искусства
3. Наука постижения закона знаков
4. Азбука, как строй.
Моя цель, моя миссия - акцент на эстетизацию хаоса. От хаоса к гармонии. Это мой способ художнического служения Силам Света. Тьма защитилась от света, Свет защитила собой, а полутени великой работы - это символы и знаки. Мой лабиринт схваченный, это постигнутый хаос, он - "Посвящение в жизнь", Трансмутация. Созидание белого света как жизнеспособности. Поэтику знака, символа, буквы, слова я перевожу в поэтику священного метала.
Зритель! Владея концами, ты будешь владеть предметом лабиринта, иметь в руках концепцию. Существует творческий замысел автора, и должно существовать творческое постижение замысла автора зрителем.
"...когда была снята седьмая печать, сделалось безмолвие на небе на полчаса. Затем сошли семь ангелов, и было дано им семь труб. Когда затрубили семь ангелов, ритмически повторяя семибуквенное Имя Логоса, начались страшные катастрофы. Звезда по имени Полынь упала с небес, что означает, что секретные доктрины древних были даны людям, которые осквернили их и Божью мудрость направили на разрушение..." Менли П. Холл, Энциклопедическое изложение символической философии.
|